Психотерапевтический потенциал искусства в работе с одарёнными детьми
- Джинчвелашвили Илья Тамазович, аспирант ИГПУ, зам. директора СОШ №19, президент Байкальской академии образования
- Шевченко Иван Александрович, психолог Байкальской академии образования
Однако психическое здоровье в творчестве (т.е. умение видеть в нём не источник проблем, а потенциал искусства как источник идей и смыслов) возможно, согласно Леонтьеву, благодаря таким составляющим, как мужество (жизнестойкость) и личностная интеграция [1].
Компонента жизнестойкости может быть развита школьным психологом в групповых тренингах, где возможно проигрывание различных социальных ситуаций, развитие уверенности в себе и проч.
Интеграция личности осуществляется с помощью психопрофилактики и психокоррекции. Проблема заключается в том, что, уходя из школы, ученик теряет поддержку школьного психолога. Дальнейшие кризисные периоды грозят такому, творчески активному человеку утерей личностной интеграции и, как следствие, дезадаптацией. Ведь значимость психологической поддержки в течение жизни по известным причинам сильно снижена в современном российском обществе.
Выходом из положения может стать выданный одарённому ребёнку надёжный и проверенный инструмент, помогающий личностной интеграции в течение всей жизни. Таким инструментом является потенциал искусства, заключённый в культурных формах. Искусство обладает сильнейшим потенциалом искусства, который был заложен ещё в мифологии. Он также непосредственно связан с возникновением и развитием искусства.
Известно, что ритуалы и мифы сопровождали древнего человека на протяжении всей его жизни и способствовали успешному прохождению кризисов. Через эпос и сказку миф и ритуал перерождаются в искусство в сегодняшнем его понимании.
В дальнейшем, с развитием научно-технического прогресса человек постепенно теряет способность воспринимать заложенный в искусстве потенциал искусства. Ведь для этого необходимы развитые правополушарные функции, в частности процесс воображения.
Сегодня попытки комплексного развития детей и повышенное внимание к одарённости позволяют заново взглянуть на потенциал искусства как на инструмент личностной устойчивости. Более того, нами ставится вопрос о необходимости его применения в рамках психологической службы, а затем и передачи его в руки ученика.
В рамках программы «Ученик 21-го века» нами разрабатывается курс, предназначенный для педагогов-психологов, работающих с одарёнными детьми, по обучению применения потенциала искусства в психологической практике средних учебных заведений. Базой для такого курса становятся наработки активно развивающегося направления психотерапии — арт-терапии, а также труды известных отечественных и зарубежных учёных в области психологии искусства.
📚 Литература
- Леонтьев Д.А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Материалы чтений памяти Л.С. Выготского. М.: РГГУ, 2004. С. 214–223.
- Шамес Л.Я. Материалы по эстетике и психологии искусства для учителей. Иркутск: ИПКРО, 1996.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. — 224 с.
- Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. 2002. Т. 5, №2. С. 8–25.
- Райхгородская И.А., Райхгородская Ж.И. Антропология. Курс лекций. М.: Изд-во МСХА, 2003. — 256 с.
- Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 220 с.
🔗 Дополнительная информация:
Больше о арт-терапии и её практическом применении можно узнать на сайте Российской арт-терапевтической ассоциации:
Комментариев нет...