Психотерапевтический потенциал искусства в работе с одарёнными детьми

Психотерапевтический потенциал искусства в работе с одарёнными детьми
Доклад “Психотерапевтический потенциал искусства в работе с одарёнными детьми” был представлен на IV Международной конференции «Психолого-педагогические проблемы одарённости: теория и практика», проходившей в городе Иркутске с 8 по 10 октября 2005 года.

Психотерапевтический потенциал искусства в работе с одарёнными детьми

  • Джинчвелашвили Илья Тамазович, аспирант ИГПУ, зам. директора СОШ №19, президент Байкальской академии образования
  • Шевченко Иван Александрович, психолог Байкальской академии образования
Множество современных программ, посвящённых развитию личности ребёнка в рамках школьного обучения, и, в частности, программа «Ученик 21-го века», обращены к проблеме воспитания творческого потенциала школьника, к вопросу о развитии его одарённости. Цель, которую ставят себе такие программы — формирование ученической самостоятельности в процессе образования — является недостижимой без внимания к проблеме одарённости.По сути, школьник должен научиться самостоятельно открывать для себя окружающий мир, уметь собирать и систематизировать необходимую информацию об интересующих его явлениях, уметь научно подтвердить обнаруженное явление и преподнести совершённое открытие социальной среде. Для этого он должен обладать высокими показателями мотивации к непосредственной деятельности (творческой активностью), креативности и интеллекта. Показатель креативности личности, то есть способность видения различных сторон изучаемого объекта, умение взглянуть на ситуацию со стороны, с позиции субъекта многими исследователями считается ведущим.Однако психологу и педагогу надо знать, что развитие одарённости личности ведёт и к определённым психологическим трудностям, которым, к сожалению, уделяется мало внимания в литературе. Либо этому вопросу не уделяется внимания вообще, либо всё сводится к набору общерасслабляющих упражнений на «снятие стресса». Такой подход оказывается слишком поверхностным. Одарённый ребёнок в процессе обучения встречается не только с проблемой утомляемости, но и, в силу своего творческого склада личности, с гораздо более серьезными проблемами. Так, творчество — это всегда есть создание чего-то нового, а значит и противостояние какой-то устоявшейся позиции. Проблема творческого человека в том, что ему всегда приходится отстаивать свой взгляд перед обществом, стремящимся сохранить старые убеждения. Как говорил Л.С. Выготский, одарённость развивается только через преодоление.Д.А. Леонтьев также подчёркивал: «Творческий человек уязвим по двум причинам: во-первых, в силу своей открытости миру и, во-вторых, в силу более тонкой, сложной внутренней организации, которая заведомо более уязвима, чем простая организация».

Однако психическое здоровье в творчестве (т.е. умение видеть в нём не источник проблем, а потенциал искусства как источник идей и смыслов) возможно, согласно Леонтьеву, благодаря таким составляющим, как мужество (жизнестойкость) и личностная интеграция [1].

Компонента жизнестойкости может быть развита школьным психологом в групповых тренингах, где возможно проигрывание различных социальных ситуаций, развитие уверенности в себе и проч.

Интеграция личности осуществляется с помощью психопрофилактики и психокоррекции. Проблема заключается в том, что, уходя из школы, ученик теряет поддержку школьного психолога. Дальнейшие кризисные периоды грозят такому, творчески активному человеку утерей личностной интеграции и, как следствие, дезадаптацией. Ведь значимость психологической поддержки в течение жизни по известным причинам сильно снижена в современном российском обществе.

Выходом из положения может стать выданный одарённому ребёнку надёжный и проверенный инструмент, помогающий личностной интеграции в течение всей жизни. Таким инструментом является потенциал искусства, заключённый в культурных формах. Искусство обладает сильнейшим потенциалом искусства, который был заложен ещё в мифологии. Он также непосредственно связан с возникновением и развитием искусства.

Известно, что ритуалы и мифы сопровождали древнего человека на протяжении всей его жизни и способствовали успешному прохождению кризисов. Через эпос и сказку миф и ритуал перерождаются в искусство в сегодняшнем его понимании.

В дальнейшем, с развитием научно-технического прогресса человек постепенно теряет способность воспринимать заложенный в искусстве потенциал искусства. Ведь для этого необходимы развитые правополушарные функции, в частности процесс воображения.

Сегодня попытки комплексного развития детей и повышенное внимание к одарённости позволяют заново взглянуть на потенциал искусства как на инструмент личностной устойчивости. Более того, нами ставится вопрос о необходимости его применения в рамках психологической службы, а затем и передачи его в руки ученика.

В рамках программы «Ученик 21-го века» нами разрабатывается курс, предназначенный для педагогов-психологов, работающих с одарёнными детьми, по обучению применения потенциала искусства в психологической практике средних учебных заведений. Базой для такого курса становятся наработки активно развивающегося направления психотерапии — арт-терапии, а также труды известных отечественных и зарубежных учёных в области психологии искусства.

📚 Литература

  • Леонтьев Д.А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Материалы чтений памяти Л.С. Выготского. М.: РГГУ, 2004. С. 214–223.
  • Шамес Л.Я. Материалы по эстетике и психологии искусства для учителей. Иркутск: ИПКРО, 1996.
  • Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. — 224 с.
  • Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. 2002. Т. 5, №2. С. 8–25.
  • Райхгородская И.А., Райхгородская Ж.И. Антропология. Курс лекций. М.: Изд-во МСХА, 2003. — 256 с.
  • Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 220 с.

🔗 Дополнительная информация:

Больше о арт-терапии и её практическом применении можно узнать на сайте Российской арт-терапевтической ассоциации:

https://rusata.ru

Комментариев нет...

Напишите комментарий

Войти с помощью: