Издательство “Настя”: Кейсы и майсы

Издательство “Настя”: Кейсы и майсы

Издательство — это не просто бизнес, а целая история поиска себя, вдохновения и веры в свою идею. Именно так началось Издательство “НАСТЯ” — с идеи, которая казалась нереальной.

Бывает, что одна идея может изменить всё. Даже если сначала это кажется шуткой. Даже если в это трудно поверить всерьёз. Именно такая история однажды произошла с Анастасией — человеком с богатым журналистским прошлым, которому судьба предложила повернуть в сторону, совершенно неожиданную даже для неё самой.

Речь не пойдет о стремительном бизнес-успехе или мгновенном озарении. Эта история — про путь. Про переход. Про то, как один человек — мудрый, ироничный, увлечённый — однажды задал вопрос, который перевернул другую жизнь. И про то, как всё это стало началом большого дела.

То, что вы сейчас прочитаете, — это фрагмент книги «Кейсы и майсы». Не мемуары, не методичка, не учебник. Это смешные, грустные, трогательные и вдохновляющие истории — живые и настоящие. И в каждой из них — отблеск того самого вопроса, после которого однажды всё началось.

Полная версия книги здесь.


Кейсы и майсы

Светлой памяти Бины, которая меня любила и любит

Издательства НАСТЯ, которому в сентябре 2021 года исполняется десять лет, не было бы, если бы не два человека.

Илья и Бина

Но обо всем надо рассказывать по порядку: начиная с начала, продолжая по ходу и, как и положено в историях из серии «to be continued», — оставляя читателя с открытым финалом. Потому что каждый из вас, читающих эту книгу, вполне может прийти в издательство НАСТЯ (и можно даже не ногами, если вы вдруг не в шаговой доступности от той точки на карте мира, где я в данный момент нахожусь, а просто по электронной почте, через какой-нибудь мессенджер, соцсети и вот это все, что благодаря интернету уничтожает любые расстояния) и сказать:

«Здравствуйте! Мне сказали, что вы можете мне помочь сделать книгу?» И я отвечу: давайте посмотрим, что тут можно сделать. А дальше у вас будут все шансы попасть в следующий сборник историй про издательство НАСТЯ, который, как говорят евреи — «лама ло» (что в переводе на французский звучит как «пуркуа па»), я буду делать еще через десять лет.

Почему бы и нет, в самом деле?

Но это мы уж слишком забежали вперед. Пока же расскажу про свои издательские кейсы — разные веселые майсы. Если вы вдруг не слишком сильны в идише (в котором я и вовсе ничего не смыслю), то имейте в виду, что майса – это веселая и вполне себе поучительная история, немного байка и чуточку притча. Если же вам надо объяснить, что такой кейс – так тут все по-взрослому: не просто редакционный портфель (да и нет у меня никакого портфеля), а ситуация, с которой сталкивается любой, кто решил написать и издать книгу. И таких ситуаций-кейсов за десять прошедших лет накопилось вагон и маленькая тележка.

В тележке обычно еду я («с карамелькой за щекою», кстати), а вот в вагон собираю своих авторов. Их уже собралась целая коллекция. Всех я люблю, со всеми поддерживаю дружеские отношения, потому не редки случаи, когда вслед за первой книгой появляется вторая, а некоторые даже «замахиваются и на Вильяма нашего Шекспира». И вот так и собираются истории про книжки, про то, как они пишутся и делаются, но первое и главное – это, конечно, люди.

Они – мои авторы – и есть мои главные кейсы. И мои веселые майсы тоже. Сразу с места в карьер поблагодарю всех вас, мои дорогие! Спасибо, что согласились принять участие в этой книге и рассказали про себя и свои издания. Ведь с многими из вас мы делали не только книги…

Но тут надо во второй раз сказать: «но обо всем по порядку». И уже, наконец, начать.

Вступление. Илья Тамазович

Когда-то я была журналистом. Оно, конечно, как везде и как у всех: бывших журналистов не бывает. Тем не менее, начиная с 2011 года я окончательно и бесповоротно перестала быть приписанной к какой-то конкретной редакции. И это после двадцати трех лет непрерывной и постоянной прописки тут и там, которая началась в 1988 году в многотиражке «За эффективность снабжения» и завершилась в иркутском глянцевом журнале «В хорошем вкусе». По середине, как водится, происходило много чего, а главным стала газета «Труд» на целых тринадцать лет. И вот, не дотянув до четвертьвекового юбилея в профессии, я все бросила и ушла в свободное плавание.

Плавать меня позвал Илья Джинчвелашвили – иркутский учитель, которого судьба к этому времени как раз выбросила из школы. Два наших профессиональных одиночества встретились и развели на дороге костер под названием «Иркутский региональный центр сопровождения малого бизнеса „Мое дело-Иркутск“». А чего мелочиться? Илья стал генеральным директором, а я – директором по развитию. (Вообще, прямо сейчас мне подумалось, что было бы прекрасно описать наш с ним совместный предпринимательский опыт, когда в малый бизнес пришли два гуманитарных чайника! Это было прекрасное время, от которого у меня осталось ничуть не меньше веселых майс. Илья Тамазович не даст соврать!)

Многое мы постигали на собственном опыте, учились всему с нуля и по ходу. Дела у нас поначалу шли примерно никак, но энтузиазма хватало. И я пошла учиться. В то время в Иркутской области действовала программа поддержки малого бизнеса, по которой можно было получить от государства субсидию на развитие собственного бизнеса. Надо было всего лишь написать бизнес-план. И если его утвердят, то – дело в шляпе!

Только и всего.

Учиться писать бизнес-план я пошла в центр занятости. Ходила, слушала лекции, конспектировала, рисовала графики, по формулам высчитывала прибыль, сводила, как положено, дебет с кредитом и постигала азы бухучета. В итоге написала бизнес-план, всеми силами защищала его на комиссии по рассмотрению и… пролетела. Бизнес-план у меня, кстати, был про производство экслибрисов и прочих штампов и печатей. Тогда мне казалось, что это вполне себе идея. Но в комиссии, распределяющей средства для поддержки таких начинающих, сидели явно не дураки: мой бизнес-план расчехвостили по всем фронтам и отправили меня восвояси.

Мы сидели с Ильей в нашем маленьком, но невообразимо уютном офисе, где при входе всех потенциальных клиентов встречали три огромных павлиньих пера, которые Илья привез из Грузии «на удачу», и разбирали мой феерический провал. И вдруг Илья сказал: «А вы умеете делать книги?»

Ну еще бы! К тому времени я уже сделала САМА целых три книги. Правда, все – свои собственные. Но дела это не меняло. Я уже умела немного верстать, знала, что такое CMYK, понимала некоторые типографские термины и у меня даже имелся персональный менеджер в типографии. То есть я чувствовала себя стреляным воробьем.

«Почему бы вам не написать бизнес-план издательства?» – спросил Илья.

Я внутренне напряглась, ожидая очередной шутки и подвоха (о, как прекрасно мы шутили друг над другом!! С Ильей всегда надо было держать ухо востро). Но Илья Тамазович был совершенно серьезен. И тогда я расслабилась… и начала смеяться.

Нет, в самом деле: какая прекрасная, возвышенная даже, можно сказать, ерунда! Вы сами-то понимаете, о чем говорите?! ИЗДАТЕЛЬСТВО. Вы предлагаете МНЕ сделать ИЗДАТЕЛЬСТВО!!?? Илья Тамазович, вы, простите, в своем уме?

Но Илья был в своем уме. Он пожал плечами и сказал: но вы ведь умеете это делать. И книги вы любите. Так – почему нет?

О, эта кодовая фраза (я уже употребляла ее выше, как вы помните). В самом деле: почему? Почему НЕТ? Чем я рискую, в конце концов?

И я села и написала бизнес-план издательства. И на очередной комиссии, назначенной на август, мне его утвердили. И 16 сентября 2011 года я зарегистрировала ИП с основным видом деятельности «издательская деятельность». И каким-то невообразимым образом уже в конце сентября мы сидели в ресторане «Пекинская утка» с моим первым автором, который пришел ко мне делать свою первую книгу.

Читайте также: Сны о Грузии

Комментариев нет...

Напишите комментарий